shroomish (shroomish) wrote,
shroomish
shroomish

Categories:
  • Music:

Понидельник: Каждой пони – по медали!

  Если встанет вдруг вопрос: "А что тебе дал сериал My Little Pony, если не считать нескольких новых словечек в лексиконе и пары гигов арта на жёстком диске?" - то теперь я смогу с достоинством ответить: "Он заставил меня поднять круп с дивана и заняться чем-то творческим". Нет, рисовать я внезапно не научился, и музыку писать тоже. Для начала - художественный перевод. Тыщу лет не брал в руки шашки, фигурально выражаясь. А когда взял - оказалось, что мне это реально нравится. И почему я не занимался этим раньше?..
  Первым объектом для экспериментов в этой области стала познавательная статья, найденная в одном из авторских блогов на Fimfiction.net. Написала её та самая Chatoyance, имя которой я уже упоминал в литературных обзорах как автора великолепного фанфика "Friendship is Optimal: Caelum Est Conterrens". Речь пойдёт о серии «The Magical Mystery Cure», проще говоря - последнем эпизоде третьего сезона, запомнившимся всем зрителям внезапным изменением статуса Твайлайт Спаркл. Соответственно, если вы эту серию не видели - стаи диких спойлеров ожидают вас под катом.



  Да, мнение переводчика не обязательно совпадает с мнением автора. И да, буду благодарен за указания на любые ляпы и промахи в переводе.



Автор: Chatoyance
Оригинальное название: The Special Alicornics: Everypony Wins A Ribbon
Перевод: GreenWater
Редактор: Lomand
Ссылка на оригинал: Запись в блоге
Разрешение на перевод: получено
Рейтинг: PG (присутствуют некоторые... выражения)
   
Пара слов об авторе:
Chatoyance (настоящее имя Jennifer Diane Reitz) - писательница, художница, комиксистка, разработчица компьютерных игр... разносторонняя творческая личность, в общем. Живёт в США, в штате Вашингтон. В брони-сообществе выступает прежде всего автором фанфиков. На сайте fimfiction.net уже опубликовала произведений суммарным объёмом более миллиона слов (для сравнения "Война и мир" - около 460 тысяч слов).


Специальная аликорниада


Каждой пони – по медали!

Размышления о серии «The Magical Mystery Cure» (автор сценария М.А. Ларсон),
или Почему Митч Ларсон божественно крут


  Итак, Твайлайт Спаркл наконец обрела божественную сущность. Вы знали, что так случится – начиная с первых двух серий, в которых нам представили молодую кобылку, наделённую божественной силой, было ясно, что Твайлайт Спаркл получит крылья и станет аликорном, как Принцесса Селестия. Ну или умрёт во имя спасения мира – одно из двух просто обязано было случиться, а поскольку у нас тут добрый сериал про добрых поней, то… всё-таки аликорн.
  Каждый, кто досконально изучил первоначальные планы Лорен Фауст насчёт сериала (как я, например) или наткнулся на утечку информации от его создателей, должен был понять, что рано или поздно это должно было случиться. Разумеется, должно было. Лорен очень глубоко… скажем так, вдохновлялась мангой и аниме «Сейлор Мун». Она даже создала свою, американизированную версию «Сейлор Мун» под названием «Galaxy Girls»,  которую так и не смогла никуда пристроить Примечание 1 – и сознательно перенесла своё увлечение в новое воплощение «My Little Pony». Кстати, так и было задумано – наверное, кое-кто из читателей и так в курсе, но для тех, кто не знает, уточню – с самого начала в планах была понификация «Сейлор Мун».
  Вот почему существуют «Элементы Гармонии», и вот почему они выглядят как кристаллы – помните «Хрустальный Токио» из «Сейлор Мун» и «Кристаллы чистого сердца», которые определяли способности каждой из Сейлор-воинов и давали им возможность реинкарнации? «Пони-Сейлор Мун», короче говоря. Но не все знают, чем же «Сейлор Мун», оригинальные аниме и манга, заканчиваются. Сейчас расскажу.
  После бесчисленных битв и прокачек Сейлор-воины вместе с командой галактических воинов начинают схватку с Самой Главной Злодейкой, Галаксией. Ею завладел Дискорд… эммм… я хотела сказать Хаос, ну вы поняли. Все воины погибают мучительной смертью – ведь Галаксия всемогуща. В конце концов Супер Ультра Омега Офигенная Сейлор Мун (Теперь Банановая) понимает, что поражение неизбежно, и находит возможность подружиться с Галаксией, спасая её от Хаоса и возрождая всех к жизни с помощью Аликорновского Всемогущества. Счастливый Понец.
То есть, в общих чертах, Усаги, она же Сейлор Мун, становится принцессой-аликорном с божественным могуществом и спасает вселенную силой космической дружбы. Это в самых-самых общих чертах.
Но аниме и манга приходят к этому за несколько лет, заполненных многочисленными битвами, душевными страданиями и – что самое главное – непрерывным развитием, личностным ростом персонажей. В начале истории Усаги – Сейлор Мун – неловкая, никчёмная растяпа,  а в конце – величайшая богиня Любви и Доброты. Она взрослеет.
  Такую же судьбу – в понифицированном варианте, разумеется – Лорен Фауст предназначала и для Твайлайт Спаркл. Постепенно расти и взрослеть, пока не заслужит крылья. Это заметно в первом сезоне, если приглядеться. Или если покопаться в набросках, сделанных самой Лорен Фауст. Я подозреваю, что финальной битвой стало бы исправление Дискорда, из которого в итоге смастерили серию «Keep Calm And Flutter On».
  Что же думает Лорен Фауст о последней серии третьего сезона? Цитата из её твиттера: «У меня были некоторые планы в отношении Твайлайт, но мои желания теперь значения не имеют; не хочу разрушать то, что сейчас делают сценаристы». Вот это и есть всё недовольство, на которое она имеет право. Она не может подробно изложить претензии, не может закатить скандал, даже сказать «я разочарована» не может. Если, конечно, питает надежду на хоть какую-то карьеру.

  Тогда за Лорен выскажусь я.
  Чтобы победа героя (или героини) была убедительной, она должна быть заслуженной. Это элементарное правило писательского мастерства. Только когда наш герой искалечен, разбит в пух и прах, ему можно выдать медальку лишь за то, что явился, за то, что вообще ещё жив. Для Специальной Олимпиады такой подход сойдёт, но награждать достойного претендента просто так, ни за что – это сценарная халтура самого худшего сорта.

  С самого начала нам показали, что Твайлайт Спаркл – достойный претендент. До такой степени достойный, что пони-богиня, Принцесса Селестия, испугалась достаточно, чтобы забрать её у родителей и лично заняться воспитанием.
  Должна заметить, что один момент в «Magical Mystery Cure» мне определённо понравился: наконец-то каноническим стал тот факт, что Селестия является богиней. Конечно, это было очевидно с самого начала, думать иначе могли лишь полные глупцы либо те, кто сознательно не хотел этого видеть, - но теперь у нас есть доказательство. Твайлайт исчезает в огненной вспышке, оставив на полу выжженное пятно в форме её кьютимарки. Она мертва. Взгляды её друзей полны ужаса.
  Потом мы оказываемся в «Другом измерении». Понячий рай, или, по крайней мере, преддверие Высших Миров, Астрального Плана. Здесь Селестия, хозяйка этих мест, показывает Твайлайт всю её жизнь. Классный Сон Перерождения, Твайлайт. Даа, этот момент мне БЕЗУМНО понравился. Твайлайт видит Сон Перерождения, прямо как описано в фанфиках про «Бюро Перерождения». Очаровательно. Примечание 2
  Потом Твайлайт перерождается обратно в свой мир и, вновь живая, появляется в небе. Селестия сделала её аликорном, принцессой, как минимум – полубогом. У её друзей явно камень свалился с души – они-то, наверное, уже готовились к похоронам.
  Всё это, между прочим, напоминает историю возникновения рыцарского звания, не говоря уже о Спасителях в разных религиозных учениях: они умирают, чтобы потом возродиться. Эти представления ведут своё происхождение от Элевсинских мистерий – но тут я отклоняюсь от темы. А видели, как делают при посвящении в рыцари – сперва возлагают меч на одно плечо, потом на другое? Меч символически проходит через шею – отсекает голову посвящаемому. Но он, тем не менее, остаётся в живых. Перерождается богом, понимаете? Это очень древний обычай, основанный, в свою очередь, на ещё более древних мифологических представлениях, которые когда-то были  частью религиозных верований.
  Твайлайт Спаркл должна пережить Вознесение, должна умереть, чтобы переродиться богиней – или, по крайней мере, принцессой-аликорном. Это сокращённая и упрощённая версия сюжета, который основывается на верованиях и мифах о мироустройстве, общих для всех культур. Джозеф Кэмпбелл мог бы гордиться.
  Вот эта часть мне действительно понравилась. Самый настоящий Сон Перерождения, а потом воскрешение в новом теле. Думаю, кто-то из авторов – большой поклонник «Бюро Перерождения», только признаться не смеет. И я его понимаю. Но это заметно, достаточно всего лишь присмотреться. Точно так же, как сохнущая краска в серии «Too Many Pinkie Pies» - недвусмысленная отсылка к рассказу «Пинки Пай смотрит, как сохнет краска». Создатели сериала читают наши фанфики. Но не могут сказать об этом под угрозой катастрофических последствий для своей карьеры. Примечание 3 Однако они могут время от времени подмигивать нам. Это всё, что им позволено. Это бизнес. Так делаются дела.


  Вот почему так больно признать:
  Хотя Митч Ларсон в этом и не виноват – хочу повторить: М.А. ЛАРСОН НЕ ВИНОВАТ – но серия «The Magical Mystery Cure» представляет собой полный отстой.

  Ларсону поручили невыполнимую задачу: запихнуть все идеи и темы, которым планировалось посвятить весь сериал «Friendship Is Magic» до его финала включительно, в одну-единственную серию, поскольку компания «Хасбро» хотела аликорнизировать Твайлайт НЕМЕДЛЕННО, чтобы успеть выпустить новые игрушки к выставке «Toy Fair 2013». Представьте, каково это: знать всё то, о чём я рассказывала выше, считаться с мнением Лорен Фауст – и столкнуться с таким вот требованием. Твайлайт должна стать аликорном, исполнить свою судьбу, за одну серию – и точка. Вперёд, за работу.
  Я восхищаюсь тем, что сделал Ларсон, серьёзно говорю. Он оказался в просто-таки кошмарном положении, и сделал свою работу настолько хорошо, насколько было возможно в сложившихся обстоятельствах.
  Никто не поспорит, что события в серии происходят слишком поспешно – некоторые даже восприняли «Magical Mystery Cure» как набор фрагментов  из куда более длинной серии. Так оно и есть. «Magical Mystery Cure» в самом деле всего лишь подборка избранных сцен из того сериала «My Little Pony: Friendship Is Magic», который уже никогда не будет снят. Два года, на протяжении которых Твайлайт растёт вместе со своими друзьями. Их дружба закаляется в битвах с приспешниками Дискорда. А потом они жертвуют всем во имя спасения Эквестрии – и проигрывают. Вот тогда, когда уже вся надежда потеряна, Твайлайт прекращает сражаться с Дискордом и становится его другом – и спасает всех и вся, и наконец превращается в богиню-аликорна. Потому что она это заслужила.

  Но вся эта история – как выразилась Фауст – теперь значения не имеет.

  Так что Ларсон сделал то единственное, что мог сделать: подытожил совместные приключения Основной Шестёрки и поставил их в такое положение, где им пришлось проявить заботу друг о друге и готовность помочь. А потом… безо всяких на то причин… АЛИКОРН!!!
  Кстати, именно здесь можно увидеть протест Ларсона против давления со стороны «Хасбро». Чтоб объяснить превращение Твайлайт, можно было придумать массу разнообразнейших причин. Уверена, многие писатели, читающие эту статью, навскидку предложат  три-четыре варианта поубедительнее, чем «Ну просто настало ей время». Но эта вот сценаТвайлайт внезапно взрывается, оставив выжженное пятно – тут сценарист просто взял и показал «Хасбро» средний палец. Нехилых таких размеров сообщение «ХАСБРО, ИДИ В ЗАДНИЦУ!», очень стильно. Да ещё с привлечением мифологических отсылок, как я растолковывала выше. В самом деле, это гениально.
  Вспоминайте этот момент, когда попробуете оценить мастерство М.А. Ларсона как сценариста – лучшее посылание в задницу среди детских телепрограмм. Что, «Хасбро», аликорна вам захотелось? Что, не желаете показывать Селестию богиней после того, как церковные организации высказали недовольство (они и вправду письма об этом слали)? Хотите всего и сразу?

  Хорошо. Добро пожаловать в задницу, «Хасбро». Твайлайт взрывается. От неё остаётся лишь пятно. Друзья смотрят на это в ужасе.  Ну, как вам, «Хасбро»?
  Погодите, это ещё не всё.
  Смотрите, она теперь в раю. Селестия – определённо богиня. О! И ещё рассмотрение эпизодов прошедшей жизни, прямо как описано в большинстве религиозных учений! Да, верно, она умерла. Твайлайт – в пони-раю. Угадайте-ка, «Хасбро», кто живёт в раю? Ангелы? Правильно! Ангелы. А какая самая характерная черта ангелов? КРЫЛЬЯ? Да, как вы и заказывали! ТВАЙЛИКОРН! Она в раю, и теперь у неё есть крылья. «Самая маленькая пони-ангел». Примечание 4
  Бац! И Селестия возрождает её во плоти! Божественная сила! Нравится вам такой аликорн, «Хасбро»? Посмотрим, что же теперь скажут церковные организации!

  Величайшее посылание в задницу в истории детского телевидения. В этом у Митча Ларсона просто дар божий.
  Да, серия вышла отстойной. События сменяются в спешке, сюжет еле-еле на троечку, песни натыканы куда только можно, чтобы соответствовать эпичности происходящего. Но работа сделана, и Ларсон сделал её так хорошо, как только было в человеческих силах, да ещё и вставил туда здоровенный «фак». Да, и ещё Сон Перерождения. Спасибо тебе за это, Ларсон. Спасибо.

  В общем, это не то, чего все хотели. Но в сложившихся обстоятельствах получилось так хорошо, как только возможно – и вот так делаются дела.
  Сперва Лорен Фауст пообещали, что она будет полностью контролировать творческую часть сериала «Friendship Is Magic». Но «Хасбро» эту возможность отняло, совершенно расстроив Лорен. Думаю, вы понимаете почему – ведь она так любит «My Little Pony».

  Я рассказала, что могло получиться из этого проекта, что должно было получиться – блистательный был бы результат.
  Но не спешите нападать на М.А. Ларсона.
  Это бизнес, так делаются дела.

  И вот почему, пускай «Magical Mystery Cure» - серия слабенькая, но я ей восхищена.
  Величайшее посылание в задницу в истории детского телевидения.

  Давай, Ларсон. Сияй, сумасбродная звезда.

Примечания переводчика
[[Примечание 1]]
  Galaxy Girls - серия кукол, разработанных Лорен Фауст. Представляют собой хуманизации планет Солнечной системы, а также Млечного Пути, собственно Солнца и некоторых других астрономических объектов. Лорен проработала не только их внешность, но и характеры (существует даже отдельный блог, который ведётся от лица персонажей), и неоднократно пыталась заинтересовать телестудии идеей создания на этом материале анимационного сериала. Имеются официальный сайт, официальный магазин, неоднократные упоминания на девиантартовской странице Лорен, даже отдельный вики-сайт (увы, все ссылки на английском).


[[Примечание 2]]
  Про Бюро Перерождения.
  Как фанфик Fallout:Equestria породил целый поджанр пони-фанфикшена, создал свою вселенную постапокалиптической Эквестрии, которую теперь разные авторы расширяют во все стороны – так и скромный (и литературно весьма слабый, должен сказать) фанфик автора Blaze «The Conversion Bureau» (часто сокращается до TCB) стал началом нового направления – истории о Бюро Перерождения (устоявшегося русского перевода нет, буду использовать такой вариант). Основная идея стара как мир: представим себе, что у людей появилась возможность пройти процесс Перерождения и переродиться в теле пони. Даже в такой краткой формулировке для кого-то это будет сбыча мечт, для кого-то худший кошмар. А чтоб не казалось, будто всё так просто, в большинстве фанфиков присутствуют два обстоятельства: 1) мир нашей Земли постепенно поглощается миром Эквестрии, и выбор неотвратим: сдохни человеком или живи поняшкой; 2) в процессе Перерождения сознание/душа/личность не просто перемещается в новое тело – так как пони не способны на зло в принципе, соответствующая часть человеческой натуры куда-то утрачивается.
  Естественно, тут открывается широчайшее пространство для размышлений о добре и зле, о месте сознания в личности и личности в теле, о сравнительном сволочизме людей и пони – и многие, многие авторы это философское поле экспериментов возделывают. Самым же плодотворным TCB-писателем как раз и является автор данной статьи.
  Что касается Сна Перерождения – как нетрудно догадаться, это сон, который видят люди во время процесса Перерождения. Идея заимствована из неоднократно описанного явления околосмертных переживаний («выход из тела», полёт к свету в конце тоннеля, встреча с некими существами, возвращающими человека в тело и т.д. и т.п.) и понифицирована. Процитирую любезные объяснения автора:
  «Обыкновенный Сон следует стандартной схеме: [проходящий через Перерождение] человек видит себя бегущим в большом табуне пониподобных сущностей, не имеющих чётких очертаний. Они попадают в огромное помещение, по размерам сравнимое с целой вселенной. Это пространство, в котором они оказываются, разделено на дневную и ночную части. Здесь они встречают Селестию и Луну, которые беседуют с ними и принимают как новых пони, а затем отправляют обратно. Завершается всё пробуждением в уже трансформировавшемся теле.
Встречаются и совсем другие Сны Перерождения, которые разворачиваются не по этому сценарию. Такие сновидения часто помогают пролить свет на неочевидные черты характера, надежды, мечты и страхи того, кто проходит через Перерождение
». А теперь пересмотрите «Magical Mystery Cure» :3



[[Примечание 3]]
  Если вы думаете, что эти авторские предположения смахивают на паранойю - зря. Вот, например, самое недавнее упоминание этой темы - на Bronycon'овской встрече с актёрами озвучания
 


[[Примечание 4]]
  "Самый маленький ангел" (The Littlest Angel) - очень популярная детская книжка, рождественская сказка о (сюрприз! сюрприз!) ангелочке, неоднократно переиздавалась и экранизировалась.
 


Мнение переводчика
[такое мнение...]   Собственно, статья разделяется на две части: обширный анализ сериального символизма и восхваление Митча Ларсона и его работы. С анализом как-то спорить вообще трудно, разве что обозвать его СПГС - но я считаю, что всё изложенное заслуживает как минимум внимания. А вот насчёт Ларсоновского сценария... да, нам доказывают, насколько всё было круто во второй половине серии, в процессе собственно аликорнизации. А что насчёт первой половины? Вся суета вокруг меток, которая в итоге свелась к большому знаку вопроса - о законах работы кьютимарок мы теперь знаем даже меньше, чем до серии. Если смысл действительно пришлось принести в жертву амбициям "Хасбро" пополам с хитрым планом сценариста это же самое "Хасбро" обстебать - я не готов назвать это "хорошей работой", увы.

  С чем я готов согласиться - так это с фразой "блистательный был бы результат". Но не в смысле "был бы блистательный, а получился полный конец обеда, расходимся". Просто вместо конца истории получилась лишь промежуточная остановка на заброшенном полустанке, и путь теперь продолжается. Каким будет новый финал - нам ещё только предстоит увидеть, и я не собираюсь заранее, не глядя, кричать "не торт" и "слили": вдруг, вдруг (поверим на секунду в чудеса) он переплюнет своим сиянием блеск первоначальной задумки? Но эти рассуждения уже выходят за рамки данной статьи...



Ссылка на первоначальный пост на Табуне (в комментах - умеренное бурление мнений).
Tags: пони, расширяем кругозор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments